[Vat. Barber. gr. 336. Fol. II. 279+52a, 233a], древнейшая из сохранившихся рукописей визант. Евхология. Название «Б. Е.» не вполне корректно, т. к. в собрании Барберини насчитывается 32 рукописных Евхология (см. описание в ст.: Jacob. Les euchologes. P. 131-222); Б. Е. является важнейшим из них. Рукопись создана не ранее 730 г. и не позднее нач. IX в., вероятнее всего, в Юж. Италии (idem. Formulaire. P. 65-70); написана на пергамене поздним библейским унциалом зап. типа; размер листов в среднем - 190×133 мм; площадь, занимаемая текстом,- в среднем 135×80/85 кв. мм. Написанный по-гречески кодекс первоначально состоял из 40 тетрадей (кватернионов), из них 4 ныне утрачены (1, 2, 3 и 8-я), 2, находившиеся в начале (4-я и 5-я), приплетены к концу кодекса; Евхологий занимает листы 1-263, в то время как листы 266-279 (первоначальные 4-я и 5-я тетради кодекса) содержат апостольские каноны и выдержки (молитвы рукоположений) из VIII кн. «Апостольских постановлений». На л. 279v лат. унциалом записана рим. молитва на благословение молока и меда (изд. в: Wilmart. P. 14-15). К нач. XV в. Б. Е. принадлежал гуманисту Никколо Никколи и был завещан им в мон-рь св. Марка во Флоренции; в XVII в. рукопись становится частью коллекции кард. Барберини, хранящейся ныне в б-ке Ватикана. В 1995 г. Б. Е. (fol. 1-263) был издан С. Паренти и Е. Велковской, но издатели сочли возможным подвергнуть текст рукописи нек-рым исправлениям (это специально отмечено ими в предисловии - Parenti, Velkovska. P. XXVI-XXXII), что вызвало справедливую критику со стороны ряда исследователей (в частности, А. Жакоба, к-рый готовит новое издание рукописи). Листы 266-279 были изданы М. Месже в 1987 г. в составе критического издания «Апостольских постановлений» (SC. 336). Мн. молитвы и чины Б. Е. были изданы еще в XVII в. Ж. Гоаром; в наст. время - М. Арранцем, Жакобом и др.
Состав Б. Е.: литургия свт. Василия Великого (fol. 1-22v; утрачен значительный фрагмент анафоры (institutio, анамнесис, эпиклеза, бóльшая часть intercessio), находившийся в утраченной 8-й тетради, между листами 16 и 17 по совр. пагинации); литургия свт. Иоанна Златоуста (fol. 23-38); литургия Преждеосвященных Даров (fol. 38v - 43v); молитвы песненных вечерни, полунощницы, утрени, молитвы 1, 3, 6, 9-го часов, тритекти (fol. 44-84; см. Песненное последование); молитвы наречения имени на 8-й и воцерковления на 40-й день по рождении ребенка (fol. 84-85v); молитва в начале оглашения (fol. 86-87v); экзорцизмы над оглашаемым (fol. 87v - 92); заключающий оглашение чин отречения от сатаны и сочетания со Христом (fol. 92v - 95); последование Крещения и Миропомазания, за к-рым совершается Евхаристия (fol. 95v - 106); молитва на омовение св. мира (fol. 106-106v); чин великого водоосвящения на Богоявление (fol. 106v - 118v); молитвы песненной паннихис (fol. 119-123v); последование освящения мира в Великий четверг (fol. 123v - 128); более торжественный вариант предкрещального чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, совершаемый Патриархом в Великую пятницу (fol. 128-137); последования принятия в Церковь обращающихся от различных ересей (fol. 137v - 144v); молитва на основание храма (fol. 144v - 145); чинопоследование на освящение новосооруженного храма и чинопоследование положения в нем святых мощей (fol. 145-159; в более поздних рукописях и в печатных книгах оба чина объединены в один); последования хиротоний епископа, пресвитера, диакона и диакониссы (fol. 159-171v), а также поставлений иподиакона и чтеца или певца (fol. 172-173v), избрания игумена (fol. 173v - 176); молитва над мужчиной и молитва над женщиной, принимающими монашеский постриг (fol. 175-176v); чин поставления императора (fol. 176v - 179v); молитвы Патриарха о царе (fol. 179v - 183); чин поставления архонтов (fol. 183-184); разные молитвы (fol. 184-210v), в т. ч. молитвы чинопоследований таинств Брака (fol. 186-191), Елеосвящения (fol. 197-198), Покаяния (fol. 198-199); молитвы на раздаяние ваий в воскресенье Входа Господня в Иерусалим и на умовение ног в Великий четверг (fol. 210v - 215); коленопреклонные молитвы Пятидесятницы (fol. 215-222v); разные молитвы (fol. 222v - 231); чин пострижения в монахи и связанные с ним молитвы (fol. 231-241); экзорцизм (fol. 241-243); молитвы при пострижении в монахини (fol. 243-248); молитвы об усопших (fol. 248-251v); разные молитвы (fol. 251v - 253); 13 различных заамвонных молитв (fol. 253-260v); диаконские ектении на разные случаи (fol. 261-263). Как видно, Б. Е. весьма полон по составу.
Несмотря на то что Б. Е. содержит целый ряд чинов, связанных с участием К-польского Патриарха (напр., отречения от сатаны и сочетания со Христом Великой пятницы или поставления императора), приводимые в нем формуляры литургий отражают периферийную литургическую практику (формуляр литургии свт. Иоанна Златоуста, по классификации Жакоба, принадлежит к древней итало-греч. редакции) и, в частности, содержат целый ряд молитв, не встречающихся в Евхологиях, отражающих чистую к-польскую традицию (Jacob. Formulaire. P. 71-119).